top of page

В гостях у Шурочки, невесты Виктора Талалихина

IMG_1631_edited.JPG
IMG_1646.JPG
IMG_1642.JPG
IMG_1633.JPG
IMG_1621.JPG
IMG_1598.JPG

Юго-Западная окраина Москвы. От автобусной остановки мы идем с Н.А.Талалихиной, племянницей легендарного летчика, к трем одинаковым домам-башням. В одном из них нас ждет Шурочка – так ласково называл свою невесту Виктор Талалихин.

Шурочка нашлась! Ей 91 год, живет в Теплом Стане! Этой ошеломляющей новостью Наталья Александровна поделилась со мной почти месяц назад. На правах родственницы героя она вела переговоры с Александрой Константиновной – Шурочкой, и вот, наконец, нам назначена встреча.

Возле дверного звонка прикреплена записка «Звоните дольше!». Моя спутница добросовестно вжимает кнопку. «Да слышу, слышу я!» - доносится из-за двери голос хозяйки.

Как выглядела невеста Талалихина в молодости, мы доподлинно не знали. С собой я взяла фотографию: на диване сидит Виктор, а слева и справа от него девушки. Долгое время я думала, что Шурочка - та, что на фото справа. Милая такая, застенчивая, почти забилась в угол дивана. Но взглянув на Александру Константиновну, я поняла, что Шурочки вообще нет на этом снимке. Даже с поправкой на возраст она очень милая, у неё открытый доброжелательный взгляд и обаятельная улыбка.

- Наташа, ты помнишь, - обнимая гостью, говорит хозяйка, - я к вам после войны приходила с Утехиным (С.Г.Утехин, автор книг о В. Талалихине – Авт.), вы с сестрой еще маленькие были.

- Да-да, припоминаю, - взволнованно отвечает Наталья Александровна. – Вы с моей бабушкой Верой Ивановной долго разговаривали и обе плакали…

С молодым младшим лейтенантом Виктором Талалихиным Шурочка познакомилась на танцах. Воинская лётная часть, где служил Виктор, располагалась в её родном городе Клину.

Вскоре в школе №4, где училась Шурочка, летчики Виктор Талалихин и Александр Печеневский организовали парашютный кружок. Старшеклассники учились складывать парашюты, а когда начались прыжки, бойкая Шурочка первой вызвалась прыгнуть с вышки. Прыгнула, но неудачно приземлилась и сильно ушиблась.

- Мы с Виктором ходили в кино, много гуляли, особенно нам нравилось посещать парк культуры и отдыха им. Горького. Потом мы решили пожениться, но в ЗАГСе нас не «расписали», так как до моего 18-летия не хватало трех месяцев, - вспоминает Александра Константиновна. – Да и родители мои говорили жениху: «Шуре нужно учиться, она еще 10 классов не закончила». А вскоре началась война…

В последний раз Шурочка приезжала к Виктору в поселок Кузнечики, в авиаполк, в сентябре 1941 года. А в октябре погиб ее отец: во время бомбежки его, машиниста маневренного паровоза, сильно ранило, и он умер в больнице. Похоронив отца, Шурочка вместе в авиационном заводом им. Чкалова, на котором работала, эвакуировалась в Ташкент.

- В пути состав не раз бомбили, - рассказывает Александра Константиновна. – Однажды сразу шесть вагонов разбомбило, меня начальник нашего цеха вытащил, а вещи и документы в вагоне остались. Много людей погибло по дороге в Ташкент… В городе нас распределили по семьям. К каким душевным людям я попала! Хозяин был священником, жили они на Дальнем Востоке, а когда там начались гонения на священнослужителей, семья перебралась в Ташкент.

- Я писала письма Виктору, ответные ждала на Главпочтамт. И однажды получила письмо от Пети Фунтова, его боевого друга. Он сообщил, что Виктор погиб. Как и мой папа, тоже в октябре 41-го…

Стены небольшой квартиры Александры Константиновны сплошь увешаны картинами. Есть живопись маслом, но в основном – это чеканка по металлу. Автор работ – Игорь Петрович Нарбут, ее муж. Они познакомились в Клину, когда Шурочка вернулась из эвакуации. И.П. Нарбут работал инженером по вооружению самолетов. Поженились в 1943-м и прожили вместе 42 года, вплоть до смерти Игоря Петровича.

Александра Константиновна долгое время проработала в Палеонтологическом институте старшим лаборантом. Гордится грамотой от «самого Келдыша» (Президент Академии Наук СССР – Авт. ), коллекцией статуэток животных и чайным сервизом от Президента В.В. Путина, присланным ей на 90-летие. Очень живописно, образно рассказала нам о своей командировке – экспедиции в Туркмению. Хотя могла и не ездить: ведь жили в полевых условиях, в палатках. Но природная любознательность, ответственность и характер жизнерадостной отчаянной девчонки – все это манило ее в дорогу.

На прощанье хозяйка прочла нам удивительные стихи, посвященные женщине. «Чьи эти стихи?» - завороженные их музыкальностью, тонким лиризмом спросили мы. «Петра Васильевича Нарбута, отца моего мужа»,- просто и с достоинством ответила Шурочка. И улыбнувшись, добавила: «Какое лекарство мне на ночь выпить? Ведь точно не засну. Разволновали вы меня…»

Г.П.Попова, руководитель музея МОК им. В.Талалихина.


Featured Posts
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Recent Posts
Archive
Search By Tags
Тегов пока нет.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page